Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

                                                                                 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

  •                        "Детский сад №38" г. Усолье-Сибирское
Коррекционная Служба ДОУ

 

  Рекомендуемые игры, в которые можно поиграть дома с  ребенком,закрепляя знания по теме "транспорт".

Хацкевич Н.А., учитель-дефектолог

  Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи для детей от 3 до 4 лет  Учитель – дефектолог Хацкевич Н.А., воспитатель: Наумова А.А

 

ИГРАЕМ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Хацкевич Н.А., учитель-дефектолог

Как помирить поссорившихся детей?

Желтова Н.В., педагог-психолог

  Особенности использования игровых приемов обучения рассказыванию

Норцева И.В., учитель-логопед 

 

ЧТОБЫ СКАЗКА НЕ СТАЛА СКУЧНОЙ…

Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в  дошкольном возрасте.

 

Петрова Н.И., воспитатель

Иванская Н.А., воспитатель

 

Роль художественной литературы в развитии детей – выпускников детского сада

Рудакова С.В., учитель-дефектолог

Окладникова  Н.С., учитель-логопед

 

Рекомендации родителям: готовим руку к письму будущему первокласснику

Ермошина Н.С., учитель-дефектолог

  Головоломка "Танграм", как средсдство развития дошкольников 

Рудакова С.В., учитель-дефектолог 

 

 

ЧТОБЫ СКАЗКА НЕ СТАЛА СКУЧНОЙ…

Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в  дошкольном возрасте

Норцева И.В., учитель-логопед

Необходимость развития межполушарного взаимодействия у детей у детей с ЗПР

Ермошина Н.А., учитель-дефектолог

Игры на развитие памяти дошкольников.

 

Рудакова С.В., учитель дефектолог 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ у

ДОШКОЛЬНИКОВ

Чурина  Е.Н., учитель-логопед

 

 Консультация для родителей "Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников

 Ермошина Н.А., учитель-дефектолог

 

    

Консультация для родителей "Речевые игры""

Пыжова И.О., учитель-логопед

 

Как помочь ребёнку адаптироваться к школе?

Вот и позади дошкольный возраст. Мы теперь учимся в школе.

Как страшно было идти в первый класс: много новых  детей,  большая школа с огромными коридорами, незнакомый учитель?

Мы смогли справиться с этими страхами, записавшись  на подготовительные курсы «Школа радости», которые проводились в нашей школе. Во время игровых занятий дети рисовали, играли в подвижные игры, читали книжки. И незаметно, малыши познакомились и подружились друг с другом.  Так как занятия на курсах вели учителя будущих первых классов, дети смогли  выбрать того учителя, который им понравился. К первому сентября  школа стала чуть родней и уже не такой страшной. Я и Вам советую походить на подготовительные курсы, это поможет Вашему ребёнку легче адаптироваться к школе.

 

          

 

Рудакова С.В.,  учитель-дефектолог

 Внимание человека, что это?

Рудакова С.В., учитель-дефектолог

Окладникова Н.С., учитель-логопед

 

В КАКИХ СЛОВАХ  ЖУЖЖИТ  ЗВУК?

Норцева И.В. - учитель-логопед

 

   

 

 

Развиваем мелкую моторику

 

Рудакова С.В. – учитель-дефектолог

Окладникова Н.С. - учитель-логопед

 

 

         Консультация для родителей

Как научить ребенка слушать звуки ?

Норцева И.В. - учитель-логопед

 

Консультация для родителей

Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста через  сочинительство собственных сказок и историй (педагог-психолог Желтова Н.В.)

                   Консультация для родителей

Использование элементов мнемотехники для развития связной речи детей с диагнозом ОНР (Норцева И.В., учитель-логопед)

 

Безопасность ребёнка при встрече с незнакомыми людьми

Ещё недавно ваш ребёнок был совсем маленьким. Теперь он  подрос, и пришло время  предоставить будущему первокласснику больше самостоятельности.

Очень важно сформировать навыки общения ребёнка с незнакомыми людьми, при этом, не нарушая гармонии его внутреннего мира.

Существует строгое правило, которое выпускник детского сада  должен знать, и которому он должен неукоснительно следовать: Родители всегда должны знать, где  находится их чадо в любой момент времени.

Например, если друзья ребёнка пригласили его в гости или погулять, он обязательно должен сначала спросить разрешения у родителей. Куда бы  ни пошёл ваш ребёнок, он должен сначала поставить вас в известность.

Бывают ситуации, когда малыш не может поставить вас в известность, спросить разрешение куда-либо пойти. В таких случаях он должен принимать правильное решение сам, но для этого надо научить ребёнка правильно действовать в сложившихся ситуациях.

 Нельзя сообщать незнакомым людям свой адрес, номер телефона, рассказывать о родителях. Нельзя уходить с незнакомыми или малознакомыми людьми со двора; садиться в их машину. Ни в коем случае нельзя разрешать прикасаться к себе. В этом случае лучше убежать от незнакомого человека. Нужно научить ребёнка вежливо отказывать или вежливо уходить от разговора с незнакомыми людьми. Например: «Мне нельзя уходить со двора», «Спасибо, но мне нельзя сладкое». Ребёнок должен знать к кому обратиться за помощью, если потерялся в магазине или на вокзале. (Нужно обратиться за помощью к людям в униформе (к продавцу на кассе, к полицейскому).

Часто дети думают, что злоумышленники страшные и неопрятные люди. Необходимо объяснить, что это не так. Эти люди могут быть довольно привлекательными и вежливыми, интересными в общении. Злодеями могут быть не только взрослые, но и дети, которые обманом пытаются увести ребёнка с детской площадки.

Различные ситуации можно разыграть с помощью игрушек, где ребёнку придётся научиться правильно действовать в опасных ситуациях, подбирать правильные фразы.  Кроме этого, можно прочитать или посмотреть сказки («Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок», «Маша и медведь» и другие)  и обсудить причины, почему так случилось.

Предлагаем  памятку для родителей, чему следует научить детей:

 

Памятка для родителей.

Следует научить детей:

ПРАВИЛО ЧЕТЫРЕХ  «НЕ»

НЕ  разговаривать с незнакомцами и не впускать их в дом!

НЕ  заходить с незнакомцами в лифт и подъезд!

НЕ  садиться в машину к незнакомцам!

НЕ  уходить на улице далеко от взрослых

В каких ситуациях  всегда отвечать  «нет»

Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это будет сосед.

Если за тобой в школу или в детский сад пришел посторонний, а родители тебя не предупреждали.

Если в отсутствие родителей пришел малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с ним куда-нибудь.

Если новый человек угощает чем-то.

Правила личной безопасности дома и на улице:

1.     Нельзя открывать дверь незнакомому человеку, даже если он в форме врача, милиционера, почтальона.

2.     Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми, особенно, если они что-нибудь предлагают (покататься на машине, подвезти до дома, съездить за конфетами, в кино и др.).

3.     Если незнакомый человек пытается открыть дверь, нужно позвонить в милицию и назвать свой адрес, постучать в стену соседям или позвонить им.

4.     Нельзя впускать в дом людей, которые говорят, что они пришли по просьбе родителей. Родители должны об этом сообщить.

 

                                                                                Рудакова С.В. – учитель-дефектолог

                                                                                   Окладникова Н.С. – учитель-логопед

 

Формирование пространственных ориентировок

у детей дошкольного возраста

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке  и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.  Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики, оказывает влияние на развитие ребенка, его личности и, таким образом, является частью процесса социализации.

Формирование пространственной ориентации у детей с ЗПР замедленное. Несформированность умений и навыков пространственного ориентирования проявляется в трудностях ориентировки во всех направлениях пространства, в затруднениях при определении правого и левого, верха и низа.

Детям сложно выполнять задания по дорисовыванию верхней (нижней), левой (правой) частей рисунка. При рисовании предметов они пытаются их упростить – уменьшают количество элементов, неверно располагают линии и части рисунка по отношению друг к другу. Также недостаточно четко они ориентируются в схеме собственного тела. У них наблюдаются недостаточные представления о пространственных взаимоотношениях объектов, о схеме тела стоящего напротив.

Дети с ЗПР хорошо усваивают пространственные отношения «впереди», «сзади», «вверху», «внизу», «сбоку». Почти все дети могут установить такое отношение по образцу, но не все могут назвать его. А это значит, что обобщенного представления об отношении нет. Ребенок может знать, что такое впереди себя, но не знать, что такое перед столом. Этот недостаток обусловлен слабым развитием речи, а также особенностями мышления.

Труднее для дошкольников является определение пространственных отношений «справа», «слева», «над», «под», «напротив», «между». Несмотря на то, что работа по дифференциации правой и левой руки ведется с первого года обучения в детском саду, только к четвертому году дети начинают четко различать право, лево. Кроме того, у многих детей имеет место скрытая или выраженная леворукость: для них ведущей является левая рука, которую они называют правой. В каждом случае нужна целенаправленная работа по развитию восприятия пространственных отношений, их различению, необходима их отработка в различных ситуациях.

Средством коррекции являются игровые упражнения, а также логоритмические паузы, посредством которых дети овладевают чувством темпа и ритма, учатся координировать слово и движение, закрепляют умение ориентироваться в направлениях схемы собственного тела.

Пространственное представление у детей мы развиваем  в различных видах деятельности: на логопедических занятиях, на занятиях по формированию элементарных математических представлений, изодеятельности, на индивидуальных , на музыкальных и физкультурных занятиях. Так же пространственные представления у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх, в повседневной жизни. И , конечно, мы надеемся на помощь родителей, в освоении детьми этих трудных знаний.

Мы предлагаем ряд упражнений по формированию пространственных представлений.

Очень важно, чтобы задания детям предъявлялись в виде понятной им инструкции, например: «Покажи (покажите)…», «Отгадай (отгадайте)…».

Эти упражнения, направленные на автоматизацию навыков ориентировки в правых и левых частях тела.

Упражнение 1.

Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку. Если есть затруднения, то показать самой левую руку, а дети повторяют. Если есть дети с левшевством, то необходимо доброжелательно отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми. Это следует всем вместе запомнить.

Упражнение 2.

Поднять левую и правую руку поочерёдно. Показать карандаш левой, правой рукой. Взять игрушку левой, правой рукой и т.п.

Упражнение 3.

 Закрепить различение и называние рук можно с помощью рисунка, на котором схематически изображены левая и правая рука. Предложить ребенку подойти к схеме, приложить к ней кисть, определить руку.

Упражнение  4.

Направлено на формирование у ребенка умения, определять пространственное расположение предметов по отношению к самому себе.

«Покажи предмет, который находится справа от тебя, слева» и т. д.

Затем можно поочерёдно выполнять действия: положи игрушку справа или слева от себя; вытяни в сторону правую руку; перечисли предметы, находящиеся с правой стороны; затем с левой; поверни голову влево, вправо; наклони голову к правому плечу, к левому плечу и т. д.

 

Предлагаем Вам некоторые игры на развитие пространственных ориентировок.

1. Для уточнений понятий «ЛЕВО-ПРАВО» используем стихи с движением.

Мы в строю шагаем браво. Эта ручка – правая,

Мы науки познаём. Эта ручка – левая,

Знаем лево, знаем право. Я на мячик нажимаю,

И, конечно, же кругом. Я зарядку делаю.

Это правая рука, Будет сильной правая,

Ох наука нелегка! Будет сильной левая,

Будут ручки у меня

Ловкие, умелые!

2.«Посмотри – назови - запомни»

Ряд фигур, изображений предметов или игрушек рассмотреть, перечислить несколько раз, запоминая последовательность. Закрыть. Ребенок должен перечислить. После проверяется правильность выполненного задания.

3. Разрезные картинки.

Складывание целого из частей оказывает влияние на развитие пространственного и образного мышления, графомоторных навыков.

4. «Кто за кем?»

Можно использовать различные картинки, на которых изображен ряд предметов. Работать по вопросам:

- Кто находится с права? Слева? Кто стоит за? Перед?

Можно использовать предметные картинки из сказки «Репка». Сначала выставляются фигурки при пересказе сказки, а после задаются вопросы с использованием пространственных предлогов.

 

При этом мы должны помнить о доброжелательном отношении к ребенку во время всех упражнений, не сердиться на него, если у него что-то не получается, а объяснить снова. А так же, не забываем и русскую народную поговорку: « Повторение – мать учения!», и повторяем все полученные знания.

 

Желаем всем успехов!

 

Подготовили:

Учитель-логопед Кашарова Е. А.

Учитель-дефектолог Коротаева В.В.

 

 

 

 

 

"Скоро в школу мы пойдем" Рекомендации для родителей

 

Консультация для родителей подготовительной группе.

Поговорим о связной речи…

Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, название букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что, помимо этих знаний, есть нечто важное, что подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития связной речи.

        Что означает понятие «связная речь»? Связная речь - это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

        Речь детей седьмого года жизни, как правило, достаточно развита: высказывания точны, логически последовательны и завершены. В этом возрасте дошкольники способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов, раскрывать содержание картинок, пересказывать содержание небольших художественных произведений и просмотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку или рассказ о своих впечатлениях и чувствах. Будущие первоклассники способны передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.

        Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем. Чтобы избежать этого и в то же время ускорить и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков, родителям необходимо совместить при его подготовке к школе три важных компонента: общение, игру и обучение. При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства игры, так и специальные методики обучения. Не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них.

        Чтобы ответить на вопрос «Достаточно ли развита речь ребенка?», попробуйте самостоятельно провести тестирование. Для этого лучше использовать время, когда дошкольник не перевозбужден, не утомлен и не голоден. У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Хорошо, если задания будут проводиться в форме игры. Не делайте ему замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить отвечать его правильно. Это материал для проверки, а не для работы над ошибками.

        Задание 1. Составление рассказа по сюжетной картине.

Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Не надо задавать наводящих вопросов, пусть он сам самостоятельно попробует свои силы в этом не легком деле. Хорошо, если вы запишите рассказ ребенка дословно. Это поможет спокойно проанализировать сочиненную историю. Рассказ будет соответствовать возрастной норме, если составлен самостоятельно, фразы в нем построены правильно, без грамматических неточностей, ребенок при этом использовал предложения, состоящие из четырех и более слов. Речь была плавной и выразительной.

        Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Вам понадобится любая серия сюжетных картинок, которая есть у вас дома.

        Хорошо если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы ребенок смог найти начало истории, ее продолжение и конец.

        Вас должно насторожить если:

  • Ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;
  • Ребенок часто отвлекался от темы рассказа, не выделял главных событий, в рассказе было много повторов;
  • Ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные короткие (нераспространенные) предложения;
  • Значение слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;
  • Речь ребенка была ускоренной, вы услышали в речи запинки.

Уважаемые родители, не полагайтесь в решении проблемы развития речи своего ребенка только на дошкольное учреждение. Даже если в детском саду этому вопросу отведено достойное место, все равно постарайтесь разнообразить речевую практику дошкольника дома.

 

Удачи вам и терпения!

 

Учитель-логопед: Окладникова Н.С.

Учитель-дефектолог: Рудакова С.В.

 

 

Роль художественной литературы в развитии детей – выпускников детского сада

Художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Сопереживая   героям рассказа или сказки, ребёнок учится понимать жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Читая  дошкольнику книги, мы развиваем мышление и воображение ребенка, обогащаем его эмоциональный мир.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний.

Огромное значение художественной литературы в социально-коммуникативном развитии дошкольника. Сюжеты художественных произведений показывают что хорошо, а что плохо, учат нормам поведения. Все это является залогом для позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Важная роль в приобщении детей к миру художественной литературы принадлежит родителям.  Поэтому, мы предлагаем примерный список произведений для домашнего прочтения

Круг детского чтения старшего дошкольника богат по составу и содержанию. Сюда входят, прежде всего, произведения мирового фольклора, классическая русская и зарубежная детская литература. Кроме того, в круг чтения дошкольников входят произведения современных писателей всего мира. 

Русский фольклор

Песенки (обрядовые: к масленице …).

Игровой фольклор (прибаутки, дразнилки, небылицы…).

 

Волшебные сказки

«Василиса Прекрасная»,

«Иван – крестьянский сын и Чудо – юдо»,

«Семь Симеонов»,

«Снегурочка»,

«Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»,

«Финист – Ясный сокол»,

«Заколдованная королевна»,

«Жар птица и Василиса Царевна»,

«Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова,

«Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.

 

Былины

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»,

«Алеша Попович и Тугарин Змеевич»,

«Илья избавляет Царьград от Идолища»,

«Илья Муромец и Калин – царь»,

«Как Илья Муромец богатырем стал»,

«На заставе богатырской»,

«Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой и др.

 

Фольклор народов мира.  Сказки

«Кот в сапогах»,

«Мальчик – с – пальчик» (фр.);

«Наказанная гордыня»,

«Про трех заколдованных князей» (чеш. нар. ск.);

«Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина;

«Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова;

«Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского;

«Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон;

«Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.

 

Поэтические произведения

А. Блок. «Ветер принес издалека» (в сокр.), «На лугу»;
М. Волошин. «Осенью»;
С. Городецкий. «Первый снег», «Весенняя песенка»;
С. Есенин. «Пороша», «Берёза»;
В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.);
М. Лермонтов. «На севере диком», «Горные вершины» (из Гёте);
Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.); 
А. Пушкин.«Птичка», «Унылая пора! Очей очарованье!...», «Уж небо осенью дышало», «За весной, красой природы...» (из поэмы «Цыганы»), «Зима! Крестьянин, торжествуя...» (из «Евгения Онегина»);
А. Ремизов. «У лисы бал», «Калечина-малечина»;
П. Соловьева. «Ночь и день»;
Ф. Тютчев. «Весенние воды»;
А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок), «Что за вечер...» (в сокр.); 
С. Черный. «Перед сном», «Волшебник». 
B.Берестов. «Читалочка», «О чем поют воробушки», «Дракон»;
А. Введенский. «Песенка о дожде»; 
Ю. Владимииров. «Оркестр»; 
Н. Заболоцкий. «На реке»; 
Н. Матвеева. «Путаница»;
Э. Мошковская. «Какие бывают подарки», «Хитрые старушки», «Обида»;
Н. Рубцов. «Про зайца»; 
Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»; 
И. Токмакова. «Кораблик», «Мне грустно...»;
Э. Успенский. «Если был бы я девчонкой»,  «Страшная история», «Память»; 
Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»; 
Д. Хармс. «Веселый старичок», «Иван Торопышкин». 
 С. Маршак «Тает месяц молодой»,

А. Плещеев «Весна», «Мой садик»,

Б. Заходер «Повара»,

 Е. Михайлова «Что такое Новый год»,

 

Поэтические сказки

П. Ершов «Конек – горбунок»,

А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»,

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,

«Сказка о попе и работнике его Балде»,

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

К. Чуковский «Бармалей».

 

Басни поэтические и прозаические

И. Крылов «Ворона и лисица», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська»;

С. Михалков «Аисты и Лягушки», «Слон – живописец», «Соловей и Ворона».

 

Прозаические произведения русской и зарубежной литературы

В. Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь», «Оранжевое горлышко»;

В. Гаршин «Лягушка – путешественница»;

Р. Киплинг «Маугли»,

Д. Мамин – Сибиряк «Притча о молочке, овсяной каше и сером котишке Мурке», «Сказочка про козявочку»,

М. Пришвин «Весна в лесу», «Золотой луг»;

С. Аксаков «Аленький цветочек»,

Г, Х, Андерсен «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Новый наряд короля», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Пастушка и трубочист»;

П. Бажов «Серебряное копытце»;

Бр. Гримм «Бременские музыканты»;

В, Драгунский «Друг детства», «Он живой и светится», «Тайное становится явным»;

Б. Житков «Как я ловил человечков», «На льдине»;

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»;

Н. Носов «Дружок», «Карасик», «Огурцы», «Фантазеры»;

рассказы о детях Л. Толстого; 

А. Куприн. «Слон»;

М. Зощенко. «Великие путешественники»;

К. Коровин. «Белка» (в сокр.);

С. Алексеев. «Первый ночной таран»;

Н. Телешов. «Уха» (в сокр.);

Е. Воробьев. «Обрывок провода»;

Ю. Коваль. «Русачок-травник», «Стожок»;

Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»;

С. Романовский. «На танцах»   и др.

 

Сказки повести

А. Волков «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»;

В. Губарев «Королевство Кривых Зеркал»;

А. Милн «Винни – Пух и все – все – все»;

Н. Носов «Винтик, Шпунтик и пылесос», «Незнайка путешествует», «Незнайка учится»;

Дж. Родари «Приключения Чипполино»;

А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»;

Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»;

Я, Экхольм «Людвиг Четырнадцатый, Тутта Карлсон первая и единственная».

 Произведения для заучивания наизусть.

Я. Аким. «Апрель»;

П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака;

Е. Благинина. «Шинель»;

Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»;

С. Есенин. «Береза»;

С. Маршак. «Тает месяц молодой.»;

Э. Мошковская. «Добежали до вечера»;

В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка.»;

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из «Евгения Онегина»);

Н. Рубцов. «Про зайца»;

И. Суриков. «Зима»;

П. Соловьева. «Подснежник»;

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (и другие на выбор родителей)

 

Пожалуйста, не отказывайте Вашему ребёнку в чтении любимых книг. Уделяйте детям как можно больше времени и внимания, помните, что «счастливое детство нельзя вернуть, но его можно подарить»!

                                                                                                     Рудакова С.В.

                                                                                                 Окладникова Н.С.

 

 

   

 

 

 

 

Методические рекомендации для родителей

детей с задержкой психического развития

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя – дефектолога, воспитателей и родителей.

·          У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома. Для этого задаются домашние задания на повторение изученной темы.

·          Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.

·          Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.

·          Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию учителя-дефектолога.

·          Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

·          Занятия должны носить занимательный характер.

·          При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.

·          В затруднительных случаях консультироваться у педагога.

·          Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог.

·          Занятия должны быть регулярными.

·          Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

·          Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.

·          Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…

·          Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.

·          У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.

·          Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.

·          Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.

·          Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого…

·          Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.

·          Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.

·          Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.

·          При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).

·          Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.

·          Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.

·          Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.

·           Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей у врачей, к которым направляет учитель – дефектолог.

Ломинога Н.И., учитель-дефектолог

 

 

Кто такие «взрывные» дети?

    Мы, педагоги и родители, часто сталкивались с детьми, устраивающими истерики, быстро выходящими из себя. Мы называем таких детей невоспитанными, трудными, манипуляторами, считая, что они намеренно так ведут себя, чтобы добиваться своего. А про родителей таких детей мы говорим, что они не умеют воспитывать своих детей, что это плохие родители. Как же все обстоит на самом деле?

    «Стоит быть с ними построже», «Нужно держать таких детей в ежовых рукавицах», «Не стоит потакать их прихотям», - говорим мы, видя очередную истерику, например, в супермаркете, на улице или в детской поликлинике. «В наше время с детьми так не нянчились», «Дать ему подзатыльник (ремня)», - говорят люди постарше. А родители сгорают от стыда, потому что уже перепробовали все методы: и кнут, и пряник, и строгость, и предельную доброту. Некоторые даже обратились к врачам и психологам, и их детям поставили диагнозы: синдром дефицита внимания, биполярное расстройство или др. Такие дети могут проходить и медикаментозное лечение, однако решения проблемы все равно нет: дети как были нервными и агрессивными, так и остаются, из года в год.

    «Взрывоопасность» этих детей выражается в скандалах, истериках, замыкании в себе, плаче. Такие дети могут быть «взрывными» только в определенных ситуациях (например, только в садике или только дома), могут взрываться по несколько раз в день или редко, раз в неделю, месяц.

    Часто, когда ребенок «взрывается», мы идем на уступки ему: проще выполнить его требования, чем часами скандалить и портить нервы себе, ребенку и всем окружающим. Жизнь окружающих такого ребенка часто превращается в сплошное испытание: «взрывной» ребенок не только «взрывается», но «взрывает» окружающих вокруг себя: родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер (которые, кстати, считают, что  «взрывному» ребенку больше дозволяется и уделяется больше внимания).

     В уступках как основном способе поведения с такими детьми кроется проблема. Дело в том, что у детей (как и взрослых, как и животных) формируется привычка: стоит только ребенку устроить истерику, как его желание выполняется. Взрослые всеми силами пытаются противостоять этой привычке: настаивают на своем, однако ребенок все больше психует, в итоге на грани отчаяния и в пике скандала взрослые вынужденно сдаются. Ребенок получает свое, и привычка закрепляется.Что делает собака или другое животное (не обладающее речью), если ей наступят на хвост или зайдут на ее территорию? Рычит, лает, кусается и убегает. Что делает ребенок, не умеющий говорить или выражать свои эмоции? То же самое! Рычит, кричит, психует и убегает. А «взрывные» дети часто не умеют выражать свои эмоции: они не умеют анализировать свои чувства и желания и не обладают достаточным словарным запасом, чтобы описать свое беспокойство и потребности.

     Взрослые, понимая, что есть дети с проблемами интеллектуального и физического, должны признать, что есть дети и с проблемами адаптивности и самоконтроля. Это «взрывные» дети. Это другие дети. «Но ведь мои родители воспитывали меня так, как я воспитываю своего сына или дочь, и я вырос хорошим человеком, почему я должен идти на уступки своему ребенку?». Нам кажется, что нужно просто найти подход к этим детям, быть строже, не потакать капризам, «правильно» воспитывать. Конечно, капризам потакать не нужно, не нужно и вырабатывать связь «истерика – достижение цели». Но что же нужно? Как работать с такими детьми?

    Такие дети знают, что такое хорошо и что такое плохо, они знают, какое поведение считается приемлемым, однако их вспыльчивость отражает своеобразную задержку в развитии. Эти дети не умеют решать возникающие проблемы, находить точки соприкосновения с другими людьми, улаживать разногласия, уступать, контролировать себя в состоянии стресса. А стресс у таких детей вызывает совсем не то, что у «обычных» людей. Стрессовой ситуацией может стать замена одного занятия другим, решение пойти в кино не в тот день, в который договаривались заранее, даже если ребенок хочет пойти на предлагаемый фильм и сам просил родителей об этом и т.д. Это происходит из-за того, что «взрывные» дети уделяют слишком большое внимание отдельным деталям, не умеют «перестраиваться» под другие условия, они в силу своих особенностей предпочитают предсказуемость, распланированную жизнь, простые однозначные ситуации, размеренность. Это не «легкие на подъем» дети.

    Одной из проблем «взрывного» ребенка является то, что ребенок сам не понимает, почему он так себя ведет, не может описать это словами (скудный словарный запас) и не может сам справиться со своей натурой. Решение проблемы должен взять в свои руки взрослый, постепенно научающий ребенка справляться со своим стрессом или научая его не воспринимать отдельные жизненные ситуации как стрессовые.

    Часто «взрывные» дети уже раздражительны из-за неуспеваемости, отсутствия друзей, нормальных отношений со сверстниками. Усугубляется это повышенной возбудимостью нервной системы.

    «Взрывные» дети – дети с низким уровнем адаптивности и самоконтроля. Что это?

- способность переключаться с одной задачи на другую;

- способность организовать и планировать свою жизнь;

- способность дистанцироваться от проблемы (ситуация и эмоциональная реакция – одно, решение проблемы – другое);

- умение находить общий язык с окружающими, умение разговаривать и договариваться, умение жертвовать чем-то своим для другого;

- умение правильно оценить ситуацию и отношение других по отношению к себе.

Как исправить поведение «взрывного» ребенка?

    Понять, в чем конкретно у ребенка проблема (поможет психолог и наблюдение за ребенком) и постепенно и целенаправленно работать с проблемой. Ребенок не умеет общаться со сверстниками? Нужно учить общаться. Не умеет реагировать на смену плана или обстоятельств? Помочь не считать это проблемой и уметь перестраиваться. Не умеет выражать свои чувства и желания? Учить оценивать свое состояние, работать над пополнением словарного запаса и умением выражать свои чувства, эмоции и желания.

    От взрослого, возможно, потребуется отказаться от ряда своих требований (особенно поначалу), научиться активному слушанию, поступиться частью своих желаний и отказаться от старого метода общения. А также потребуется добиться понимания проблемы ребенка от окружающих (педагогов, родителей, бабушек и дедушек и всех, кто работает и постоянно общается с ребенком).

Как же договариваться с детьми?

    Не нужно давать ребенку готовое решение, нужно помочь ему сформулировать свою проблему, помочь предложить свое решение, а затем обсудить его и свое решение, найти то, что приемлемо для обеих сторон. Порой это очень трудно, можно придумать красивое решение, но невыполнимое ребенком или вами. Если найденное решение опять привело к срыву, значит, это было не лучшее решение. Стоит поискать новое.

    Первое, чему нужно научиться и следовать этому безукоснительно, – активное слушание.

Активное слушание ребенка.

    Как разговорить ребенка? Задавайте наводящие вопросы, сочувствуйте ребенку – повторяйте его слова или мимику, жесты. Не бегите вперед паровоза, сразу предлагая свое решение. Попробуете вместе найти решение проблемы, которая кажется вашему ребенку неразрешимой. В зависимости от ситуации, взрослый должен выбирать вариант и постепенно проблема «взрывоопасности» ребенка сойдет на нет.

                                                          Чурина Е.А. - учитель-логопед

Практические рекомендации родителям детей с задержкой развития речи.

В последние годы резко увеличилось количество детей с задержкой речевого развития. Родители  четырехлетнего малыша видят, что сверстники свободно общаются, а у их ребенка «каша во рту».

Работа с  такими детьми начинается с их родителей, потому что они по-разному относятся к этому, не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это по-разному: «он все понимает, только ленится»; «он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил»; «с малышами всегда так».

Действительно, сегодня многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет, но подобная задержка уже должна насторожить. Значит, какие-то, изменения в развитии есть.

В этом году и в наш детский сад пришли четырехлетние дети с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития.

Что делать родителям?

-  Обязательно проконсультироваться со специалистами медицинского учреждения – невропатологом, логопедом,  лором.

-  Больше говорить с ребенком, озвучивая все действия.

- Развивать понимание речи.

- Развивать желание подражать взрослому.

- Почаще рассказывать, читать первые детские сказки, стихи.

- Не говорить при ребенке о его отставании.

- Учить различать предметы по размеру, соотносить цвета, форму.

- Стимулировать речевое развитие малышей путем тренировки движений пальцев рук.

Добиться положительной динамики в занятиях с детьми 3-4х лет с нарушением речи можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема.

Поэтому родители должны взять на себя  активную роль в игре и вести ребенка за собой. Это происходит в играх основанных на подражании.

Предлагаем следующую последовательность развития общего подражания: Начинать следует с отдельных простых движений. Например, в игре «Делаем зарядку» малыш повторяет такие движения: поднимает руки вверх, топает ножками, бегает и т.д.

Затем учить выполнять несколько движений . Например, в игре «Птички» ребенок машет крылышками и бегает, клюет зернышки. В некоторых играх движения следует выполнять в определенной последовательности.

Следующий этап развития.

Это общее подражание – выполнение действий с предметами и игрушками. Например, в игре с куклой учим ребенка сначала покачать куколку, потом положить ее в кроватку и накрыть одеялом и т.д. Когда ребенок хорошо усвоит движения, их последовательность можно предложить без показа со стороны взрослого, а только по словесной команде.

В предложенных играх ставятся задачи развития как общего, так и речевого подражания. Для этого взрослый многократно повторяет определенные слоги, слова, словосочетания, выделяя их в потоке речи ,и побуждает ребенка повторить эти слова за ним. Взрослый дает ребенку образец правильной речи.

Кашарова Е.А., учитель-логопед

Николаева Л.Н., воспитатель

 

 Воспитание  любви к родному краю.

 

Что и как читать детям....

 

Художественная литература является развивающе-образовательным средством,   погружая ребенка в возможные миры, знакомя с различными  видами  человеческого поведения , ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Художественные тексты позволяют эмоционально, воспринимать  целостную картину окружения. Что приобретает ребенок, когда родители ему читают? Как минимум в «совместном» чтении – четыре преимущества:

во-первых, пока вы ему читаете, ваше чадо фантазирует, создает зримый сказочный мир, в котором живут герои звучащей для него книги. Между тем, развитие фантазии есть важнейшая ступень на пути становления творческой личности. Если у вас не получается читать часто, то хорошим подспорьем вам могут стать кассеты с аудиозаписями сказок, рассказов, пьес;

 во-вторых, когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать читающего. Слушать внимательно и вдумчиво;

В- третьих, когда вы читаете, вы проводите время с вашим сыном или дочерью, которое вам потом возвратится. У вас с ребенком общий интерес и совместное дело;

 В-четвертых, когда вы читаете, у ребенка формируется слуховая память, он начинает хорошо запоминать со слуха.

 Гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребенка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной. Тогда чтение становится желанным и ожидаемым. В течение дня, особенно в выходные, это счастливое время: всегда найдется 15-20 минут, чтобы спокойно почитать ребенку. В режиме необходимо выделить определенное время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги. Формируя круг чтения на каждый период развития ребенка, выбирайте книги, которые наполнят его рост открытиями и радостными переживаниями. В круг чтения должны входить произведения разных видов и жанров: стихи, сказки, рассказы и юмористические произведения. В старшем дошкольном возрасте приоритетными должны быть познавательные книги. Выбирая книги для своего ребенка, исходите из его развития, помня, что все индивидуально. Дошкольник не читатель, а слушатель книг и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемому громкому чтению. Воспитывайте у детей вдумчивое отношение к книге, а что это значит – хорошо видно из слов великого К. Ушинского: «Необходимо приучать детей… слушать внимательно, а потом усваивать и передавать услышанное». Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям уважительно. Читайте детям неторопливо, старайтесь передать музыку ритмической речи. Помните – ребенок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Рекомендуется читать с детьми большие литературные формы — авторские сказочные и реалистические повести, а также циклы рассказов с единым персонажем. Большие повествования обычно почти не используются для дошкольников. Однако именно большие повествовательные тексты создают возможные миры с целостной цепью событий, происходящих с персонажами, временно-причинными связями, зависимостью поведения персонажей от изменяющейся обстановки и внутренних психологических мотивов. Такого рода сложные повествовательные последовательности позволяют ребенку открывать для себя широкий спектр возможных моделей поведения и переживания в различных меняющихся обстоятельствах, осваивать ценностные установки, принятые в человеческом обществе. Интересы старших дошкольников концентрируются как раз вокруг этих продолжающихся историй персонажей, то есть художественных текстов больших форм. Именно они становятся привлекательны ми для ребенка с его возрастающими способностями понимания мира, связывания отдельных представлений о нем в целостную картину. Практикуйте такие чтения, когда ребенок уже может, полюбив героев, войти в их мир.

Читайте детям вслух не только все дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником, выбирая для этого такие книги, с которыми ему самому не справиться.

                                                                                                    Учитель-логопед Норцева И.В.

 

      

Вред мультфильмов для детей

В конце сентября мы были на курсах повышения квалификации.  На одной из лекций преподаватель предложила побеседовать на тему современных мультфильмов.

Современным родителям очень нравится, что можно завлечь ребёнка мультфильмами. В это время взрослые могут решить свои проблемы, а дети будут сидеть спокойно, не будут шалить.

Большинство родителей подозревают, что мультфильмы оказывают вредное воздействие на физическое и психическое здоровье детей. Но, на сколько серьёзными могут быть последствия, знают только профессиональные психологи.

Да современные мультфильмы яркие, динамичные. Они легко усваиваются и запоминаются детьми. Маленькие дети подражают тому, что они видят. Но, специалисты утверждают, что мультфильмы влияют на психику малыша. Чаще, они не развлекают ребят, а заставляют их  напряжённо работать, так как детский мозг не готов перерабатывать поступающую в него информацию. Кроме того, маленькие дети не умеют анализировать поступки героев, разделять их на хорошие и плохие, поэтому воспринимают увиденное на экране как правду жизни, копируют модель поведения.

Долгое просиживание перед телевизором ведёт к ухудшению зрения. Нельзя смотреть телевизор долго, близко, особенно, если плохое качество изображения. Неудобные и неправильные позы во время просмотра телевизора влияют на искривление позвоночника. Головные боли, усталость, повышенная возбудимость и раздражительность тоже могут быть следствием длительных просмотров мультфильмов. Кроме этого, дети черпают из них не только положительные качества, но и плохие: агрессию, ненависть, зависть, ощущение безнаказанности и др.

Героини западных мультфильмов красивы, но красота их неестественна. У мальчиков, глядя на таких красавиц, создаётся идеал женской красоты, по которому они будут искать свою вторую половинку. Помимо этого, многие западные героини распущенны, чрезмерно сексуальны.  Поведение этих красавиц нельзя назвать женским, они дерутся, ругаются, выполняют мужскую работу. Эти образы не формируют в наших девочках образа матери, семьи. Героини советских мультфильмов прошлого века  скромны, целомудренны, загадочны, их красота естественна, их истинное назначение – быть мамой, хранительницей семьи и семейных ценностей. Роль мальчиков – быть защитником Родины, семьи.

К счастью, любой родитель вполне может защитить своего малыша от негатива телевидения. Для этого нужно:

1.            Хорошо знать содержание анимационных произведений, которые смотрит ребёнок. Нужно постараться, чтобы малыш не видел сцен насилия, не слышал вульгарного юмора, нецензурных высказываний.

2.            Даже самый вредный мультфильм не отразится на психике ребёнка, если он будет смотреть его вместе с родителями, комментирующими происходящее на экране. Родительская оценка поможет дошкольнику лучше понять, где в сказке выдумка, а где – отражение жизни.

3.            Мама может предложить своему малышу смотреть не вредные мультфильмы, а поучительные. Совсем маленькому ребёнку, например, будет интересно и полезно посмотреть такие шедевры советской мультипликации, как «Трое из Простоквашино»,  «Ну, погоди!», «38 попугаев», «Поросёнок Фунтик», «Мама для мамонтёнка», «Чебурашка». Есть хорошие, поучительные мультфильмы и среди современных: «Лунтик»,  «Уроки тётушки Совы», «Фиксики», «Барбоскины» и др.

4.            Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам  и нормативам непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах — не более 20 мин, в старшей и подготовительной — не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.

5.            Нельзя допускать, чтобы телевизор полностью заменил ребёнку общение с родителями.

То есть, вред и польза мультфильмов для детей полностью зависят от родителей.

Источники:

http://nashidetki.net/vospitanie-detej/vred-i-polza-multfilmov.html

http://minidetki.ru/vospitanie/vospitanie-doshkol-nika/polza-i-vred-multfilmov.html

http://www.sympaty.net/20140319/multfilmy/

                                                                     Рудакова С.В., учитель-дефектолог, 

                                                                     Окладникова Н.С., учитель-логопед

 

 Звуки речи

            Слух – это способность человека с помощью слухового анализатора воспринимать звуки и ориентироваться в окружающей среде. Существует два вида слуха: неречевой (  физический, сюда же и относится  и  музыкальный, т.е. способность воспринимать музыку) и речевой (фонематический).  Неречевой позволяет воспринимать бытовые и природные шумы: пение птиц, журчание воды, хлопанье  дверей, слышать и воспроизводить мелодию и т.д.  Фонематический позволяет овладеть «кодом» языка и понимать человеческую речь.    Иными  словами фонематический слух-это способность  человека различать все звуки речи. Он нужен, чтобы ребёнок также научился понимать  речь, говорить и улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого. Например, умел «опознавать» мышку и мишку, дом и том, умел правильно выстраивать предложения и фразы, согласовывать  падежные окончания, число и род различных частей речи.

            Ребёнок с неразвитым фонематическим  слухом испытывает большие трудности при обучении чтению и письму. Эти проблемы в будущем могут привести к серьёзным нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии).

            К 4 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Если ребёнок определённые звуки произносит неправильно, работа с логопедом  обязательна. Нужно обратить внимание  и на построение  грамматических конструкций. В будущем умение  согласовывать  падежные окончания  прилагательных с существительными и не путать  мужской и женский род поможет детям  писать  грамотно.

Формирование  фонематического слуха начинается  с момента рождения ребёнка при общении  со взрослыми...

           С 5 лет начинаем формировать у ребёнка навыки элементарного звукового анализа.

Рекомендуются  следующие игры на развитие фонематического слуха

Давай поиграем!

O  Попросите ребёнка  выделить определённый звук из последовательности звуков. Начинайте с гласных. Например, когда вы произносите: «а, о,у,ы,э», ребёнок, услышав звук «а», должен хлопнуть в ладоши, или повторить «а», или топнуть ногой, и т.д. Попозже то же самое проделайте с согласными.

O  Попросите выделить определённый звук среди слогов: «Подними руку когда услышишь слог со звуком «к».

O  Попросите выделить звук  среди слов: Топни ногой , когда услышишь слово со звуком «ш». Позже можно будет попросить ребёнка определить, где находится этот звук в начале, конце или середине слова.

O  Попросите ребёнка   придумать слово с определённым звуком. Позже, задание можно усложнить: придумать слово, где названный взрослым звук находится  сначала в начале или конце, а потом и в середине слова.

O  Попросите определить, на какой звук слово заканчивается, начинается и , наконец какой звук находится в середине слова.

O  Игра «Шутки-минутки» совершенствует умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Взрослый читает стихи, заменяя буквы в словах, ребёнок должен  найти ошибку  и исправить её . Например: «Кот плывёт по океану, кит из блюдца ест сметану».

O  «Тихо - громко говори». Упражняться вместе с ребёнком в произношении слов и фраз с разной скоростью и громкостью.

O  Назови одинаковый звук в разных словах. Произнесите 3 - 4 слова с определённым звуком и попросите ребёнка этот звук назвать.

O  Отвечай не торопясь. Предложите ребёнку несколько заданий на сообразительность. Например, попросите придумать слово, которое начинается на последний звук в слове «волк», вспомнить название домашнего животного, в котором был бы последний звук слова «утка».

                                                                                                                                             

Учитель-логопед Норцева И.В.

Культура речевого общения

 

Дети с  нарушениями речи нуждаются в формировании коммуникативных навыков, а также в совершенствовании тех же умений у их родственников, речь которых должна служить образцом для ребёнка. К сожалению, общаясь с ними, мы довольно часто слышим неграмотную лексику. Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Сегодня мы хотим поговорить с вами о культуре речевого общения. Как правильно употребить то или иное слово, какую конструкцию следует выбрать? Также вопросы постоянно возникают у каждого из нас. Каким должен быть тон общения? Давайте вместе подумаем, что же такое культура речи?

 В быту под ним понимают грамотность.  Ещё культура речи трактуется как владение нормами устного и письменного литературного языка, т.е. правилами произношения ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций речь оценивают как правильную или неправильную, допустимую или недопустимую. Класть – ложить, пара носков – пара носок, из школы – со школы. Возможны, и допустимые варианты: творог – творог, свёкла – свекла. Правильной речи человек обучается всю жизнь. В дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослого. Ребёнок воспринимает не только обращенные к нему высказывания, но и беседы взрослых. Вероятно, многим родителям знакомы случаи, когда ребенок, казалось бы, занятый своим делом, оказывается в курсе происходившего в это время разговора близких. Когда ребёнок подрастет, родители заметят, что он может и ругаться, и кричать на них, и задавать отнюдь не детские вопросы. Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на её грамотность, внятность, но и на тон, тематику, выбор слов и выражений. Не существует волшебных таблеток, которые если вложить в уста ребёнка, сделают его красноречивым. Нельзя сердиться на тех, кому искусство свободной живой речи не даётся. Не стоит приходить в отчаянье, если ваш сын или дочь вырастут людьми немногословными, предпочитающими слушать, а не говорить. Это тоже неплохо. Но каждому из них мы должны привить вкус к хорошей речи, и отвращение к речи грубой, вульгарной, безграмотной. Важнейшим условием для того, чтобы дошкольник, а потом и молодой человек овладел культурой речи, является та речевая атмосфера, в которую он погружен с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью необходима важна роль семьи. Ваш ребёнок скоро пойдет в школу. Всем вам хочется, чтобы он учился с интересом, с радостью, старанием. Но всё ли вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма. Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему, он должен чувствовать, что эти занятия не скучная, неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он должен обязательно выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание покажется сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторять за вами готовый ответ. Предлагаем вам войти с нами в удивительный мир слов. - Верьте в силу ребёнка и помогите обрести эту веру ему.

- Будьте умелым помощником, оставляя в душе ребёнка ощущение самостоятельности поиска и действия.

- Не давайте ребёнку останавливаться и топтаться на месте, пробуждайте интерес ко всё более трудным задачам.

 - Обучайте в игре, ведь детство такая короткая пора для этого увлекательнейшего способа познания.

 - Не забывайте о том, что ребёнок очень хочет стать взрослым и подражает вам во всём.

- Сопереживайте: радуйтесь и огорчайтесь вместе с ребёнком        

       

                                                                 Учител-логопед Норцева И.В.

 

Минутки   здоровой  речи

Простые игровые приёмы звукотерапии нравятся почти всем; поэтому минутки здоровой речи можно предлагать не только детям с нарушением речи, но и всем детям.

Все упражнения выполняются на удлинённом выдохе.

Оздоровительные секреты звуков

- Звуки [А] и [О], [А] и [У] плавно пропеваются. Звуки дают настрой на работу, их хорошо пропевать совместно перед занятиями.

- звук [У] хорошо пропевать в перерывах между различными видами деятельности: «ветер подул, подул и сдул в окошко всю усталость....»

- звук  Ю[ЙУ]- благотворительно действует на почки, мочевой пузырь, снижает болевые спазмы. Этот звук не пропевается, а произносится с акцентом, и последующим ударением.

- звук Е [ЙЭ]- прекрасный чистильщик организма от различных негативных эмоций, снимает усталость. Звук сглаживает стрессовое состояние, способствует психической саморегуляции.

- звук Я[ЙА]- даёт обезболивающий, самоутверждающий эффект.

- звук [Н]-усиленно пропевается- активизирует творческие способности.

- звук [В] – исправляет неполадки в нервной системе и в спинном мозге.

- сочетание звуков М-ПОМ ритмично повторяется.Благотворно действует на сердце, снижает кровяное давление, оказывает положительный эффект при склерозе сосудов головного мозга.

- звуки ХА , ХО пропеваются, чередуясь. Они прочищают верхние дыхательные пути, насыщают кислородом внутренние органы, усиливают перистальтику кишечника.

- звук [Э] .О нём труднее сказать что-то столь же определённое. Зато, как полагает народная медицина, он снимает порчу и сглаз.

  Приёмы, соединяющие в себе полезное с приятным и забавным:

- Произносить, часто меняя, звуки [П]- [Б] (папа- бабушка). Дети очень любят это упражнение, с удовольствием мимически изображают старенькую бабушку или напыщенного папу.

- Произносить часто, на широкой улыбке, меняя звуки [Т] -  [Д] (тётя-дядя).

-Произносить на гримасе Бабы Яги: глаза широко открыты, шея напряжена, пальцы рук растопырены, голос идёт из живота, язык лежит на нижней губе, меняя звук [К] и [Г] (конфеты –гантели). Будто бы Баба Яга кого-то пугает. Способствует яркости голоса, снятию отёка с голосовых связок, при лечении фарингита, щитовидной железы. Упражнение выполнять перед зеркалом не более 30 секунд.

Как видите, предложенные упражнения звукотерапии легко использовать  в любой игре или в промежутках между занятиями. Они просты для детей, и взрослый без специализированного образования может использовать их в любых видах деятельности. Эти приёмы будут полезны детям с разным уровнем речевого развития.

                                                                                            Учитель-логопед Норцева И.В

 

 

Рекомендации учителя-логопеда родителям по развитию правильных речевых навыков.

   Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

1.     Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

2.     Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

- посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);

- в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребёнку возможность услышать изменения звучания слов в разных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала, и т.д.);

- обращать вниманий детей на смыслообразущие элементы речевой системы - глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей
дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);

- привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.);

- совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя ...», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

     3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её
качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (на­
пример, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, желтый).

    4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких пред­ложений, их распространение, составление из них маленьких рас­сказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, при­несут большое удовольствие ее обладателю ребенку.

     5. Важно, чтобы вся вышеописанная работа происходила на высоком
эмоциональном подъеме ребенка, и ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.

    6.  Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть раз­
личной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от
дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

 Учитель-логопед Чурина Е.Н.

  

Сопряжённая гимнастика артикуляционного аппарата и кистей рук

 

В своей логопедической работе при постановке и автоматизации звуков активно использую упражнения артикуляционной гимнастики, которые включают задания на тренировку подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата, отработку определённых положений губ и языка, необходимых для правильного произношения звуков. Для более эффективного проведения артикуляционных упражнений в своей работе использую традиционные упражнения артикуляционной гимнастики с движениями кистей рук. Совместные (одновременные) движения руки и органов артикуляционного аппарата позволяют в более короткие сроки поставить и автоматизировать звуки у детей младшего и среднего дошкольного возраста и тех детей, которые только начинают работу с учителем-логопедом. Помимо всего этого следует отметить развитие гибкости и пластичности органов артикуляционного аппарата у детей, а так же способствует развитию координации движений и мелкой моторики, переключаемости, распределению внимания, саморегуляции и включению детей в работу на занятии.

Вначале  детей учу  сочетать движения органов артикуляции с движениями одной руки  и только потом, постепенно ввожу в работу обе руки.

№п/п

совместные движения

описание

1.

н/челюсти и рук

Кисть руки на уровне лица, пальцы сомкнуты;

на  счёт «один» челюсть опускаем, раскрывая рот , при этом большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх,  показывает уровень раскрытия рта; язык лежит свободно, кончик  языка у нижних резцов;

на счёт «два» открытое положение рта фиксируется;

на счёт «три» - рот закрыт.

2.

губ и рук

Кисть руки на уровне лица, пальцы сомкнуты;

на  счёт «один» плотно сомкнутые губы вытягиваются вперёд, при этом пальцы собраны вместе;

на счёт «два» губы растягиваем в «улыбку»; пальцы большой и указательный показывают расстояние между ними;

упражнения требуют повторения несколько раз подряд.

 

Кисть руки на уровне лица, пальцы сомкнуты;

на  счёт «один» плотно сомкнутые губы вытягиваются вперёд, при этом пальцы собраны вместе;

на счёт «два» губы уходят попеременно то влево, то вправо, через чередование с исходным положением, вытянутые губы вперёд.

 

Кисть руки на уровне лица, пальцы сомкнуты;

на  счёт «один» плотно сомкнутые губы вытягиваются вперёд, при этом пальцы собраны вместе;

на счёт «два» губы делают круговые движения в разных направлениях.

3.

мышцы языка и руки

Рот открыт, язык находится у н/зубов;

на  счёт «один»  - язык  поднимается за верхние зубы;

на счёт «два» язык опускается  в исходное положение к нижним резцам; кисть руки выполняет все движения языка.

 

Рот открыт, язык находится у н/зубов;

на  счёт «один»  - язык  касается внутренней  стороны левой, а затем правой щеки- попеременно до 5-7 раз, нижняя челюсть неподвижна; указательный палец выполняет эти же движения.

 

 

Рот закрыт,  пальцы собраны в кулак;

на  счёт «один»  -высунуть напряженный  язык ;пальцы выпрямить

на счёт «два» язык  вернуть обратно; кисть руки сжать в кулак.

 

 

Рот приоткрыт, губы в улыбке;

Щёлкаем кончиком языка, при неподвижной челюсти; Большим и безымянны пальцами делаем щелчки

В дальнейшем продолжим работу при изучении артикуляции гласных звуков: [А],[У],[О],[Ы],[Э]. Продолжение в следующей статье

                                                            Учитель-логопед  Норцева Ирина Валентиновна

 Всего 10 советов,

которые помогут быстрее начать говорить Вашему ребёнку

 

 

1.Поощряйте ребёнка  смотреть на Вас, когда Вы говорите.

 

 Подражание в  развитии речи играет важную роль. Говорите все слова четко , чтобы ребёнок  видел  Вашу артикуляцию.

2.В  речи  используйте понятные слова, короткие и простые фразы. 

 

Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения.

3.Не говорите слишком быстро.

 

   Ребёнок слышит, но не понимает, о чём Вы с ним говорите.

4.Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете.

 

Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время домашних дел, но  говорить слишком много  или слишком мало не нужно. Найдите правильный баланс между этими понятиями, и ВЫ поймёте , когда надо говорить, а когда надо слушать.

5. Читайте ребёнку книги.

 

Более быстрое развитие речи - одно из последствий чтения для детей дошкольного  возраста . Читать ребенку  нужно не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда ребёнок  слышит одни те же слова и объяснения, то они быстрее войдут в его словарный запас.

6. Ограничивайте просмотр телевизора.

 

 Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Это будет стимулировать речь Вашего ребёнка.

7.  Включайте музыку и песенки для детей.

 

Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен  развивают восприятия ребёнка, при этом чередуйте медленные и быстрые мелодии.  Можно  сочетать песенки  с движением. Так тренируется слухо-моторная координация.  Пойте сами, чтобы ребёнок следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.

8. Поощряйте двигательную активность ребёнка.

 

 Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи. Чтобы быстрее развить речь ребёнка, больше гуляйте с ним, ходите, бегайте , лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.

9. Развивайте мелкую моторику.

 

 О взаимосвязи речи и движений руки знают все Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин,  ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). 

10. Исключите любые чрезмерные требования.

 

Оставайтесь спокойными , уравновешенными и  следуйте этим 10 советам

 

                                                                                        Учитель-логопед Норцева И.

  

«Фонематический слух – что это?»

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ-это способность правильно слышать и узнавать звуки.  Фонематический слух и речевой слух - это  по сути  одно и то же. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки.  Фонематический слух  нужен для того, что бы можно было соотнести звук и букву, даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабо развитым фонематическим слухом не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. В связи с не опознанием того или иного признака, звук узнаётся неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально и в дальнейшем к неправильному произношению слов  дом - «том", рак - «лак", лук - «люк", жук - «щук").

Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров, теряется и меняется смысл высказывания. Оказывается, что у ребенка из-за недостаточно развитого фонематического слуха начинается ряд проблем:  при обучении чтению и овладении  грамотой.  Трудности  в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слияния слогов в слова. Отсюда идёт побуквенное, слоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии (нарушение процессов чтения) и дисграфии (нарушении процессов письма).  Если и в первом классе родители не обратят на это внимания, то в дальнейшем к логопедическим проблемам могут присоединиться проблемы психологического характера.   Делая частые и систематические ошибки ребёнок будет получать плохие оценки, отсюда к процессу обучения в школе у него сложится негативное отношение.  Через некоторое время он просто скажет,  что он не хочет ходить в школу, что ему не нравится учиться и т. д., будет потерян интерес к процессу обучения и возникновения  дизорфографии, письмо таких детей изобилует большим количеством ошибок,  при относительно хорошим усвоением правил русского языка.  Всех этих проблем можно было бы избежать, если бы родители вовремя получили консультацию  логопеда по  настоящей проблеме.

Поэтому очень важно до начала обучения грамоте, чтению и письму проверить сформирован ли у вашего ребёнка фонематический слух, в норме ли его произношение.

             Проверить фонематический слух можно и самим родителям: попросите ребенка повторить слоги попарно: са-за, су-зу, со-зо и т.д. Затем возьмите цепочки слогов состоящих из 3,4 слогов. Следующее задание более сложное и для него потребуются специально подобранные картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком(из дифференцируемых), например: миШка-миСка,  Зайка-Шайка, Рак-Лак и т.д. В конце можно дать такое задание: я буду называть разные звуки если услышишь звук (например [С] ) поймай его, хлопни в ладоши:  а-п-т-с-ш-ц-х-д-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. Дальше проделываем тоже на материале  слогов и  слов.             Надо заметить, наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования(по произношению). Как правило, это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж,сь-щ, ц-ч,с-ц,з-с; соноры:р-л; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь,с-сь,и т.д.;звонкие и глухие:д-т, в-ф и т.д., в последние годы многие дети путают далекие между собой звуки: к-т, г-д, с-х.
         
Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. Сензитивным периодом является возраст до трёх лет. В это время родители, которые много и правильно (без сюсюканья) разговаривают, читают простые детские стихи, чистоговорки понятные по смыслу ребенку данного возраста незаметно для себя и ребенка развивают его фонематический слух.  Те родители, которые считают, что ребёнок маленький, не умеет разговаривать, значит и говорить с ним и читать ему не обязательно обычно и сталкиваются с проблемами недоразвития фонематического слуха. Фонематический слух даёт возможность научиться правильно, произносить звуки. Ребёнок с нормально развитым фонематическим слухом слышит конкретный звук и пытается его воспроизвести. Если он слышит, что получившийся звук оказывается неточным, фонематический слух ребенка его не принимает, и требует другой вариант произнесения, всё время, сравнивая его с образцом (речь окружающих).             

          По причине недоразвития фонематического слуха дети не могут оценить свою речь с точки зрения правильности произношения звуков.  Они слышат то, что сами произносят или то, что произносят другие люди очень приблизительно. Недоразвитие фонематического слуха никак не связано с нарушением физиологического слуха, у ребёнка избирательно не формируется функция слухового различения фонем.,

     Подводя итог всему сказанному выше. хочется отметить, что фонематический слух очень важен для правильного речевого развития, им не стоит пренебрегать, если вы хотите чтобы ребёнку было легко учиться в школе, чтобы он был общительным и популярным, а не стеснялся лишний раз высказать своё мнение. Если ваш ребёнок заменяет близкие между собой звуки, значит, у него есть незначительное нарушение фонематического слуха, и вы сможете справиться сами с этой проблемой. В случае если ребенок смешивает далёкие между собой звуки, значит, у него более серьёзное нарушение фонематического слуха и лучше всего работать  над этим вместе с логопедом.

                                                                                        Учитель-логопед Норцева И.В.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"