Тема открытой методической площадки в 2021 -2022 учебном году " Создание социальной ситуации развития детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО" посмотреть программу площадки
В конце учебного 2021 - 2022 учебного года мы подвели итоги работы педагогического коллектива МБДОУ "Детский сад № 38" по реализации программы открытой методической площадки "Создание социальной ситуации развития детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО" за 2021 - 2022 учебный год. Выявили высокую степень профессиональной активности педагогов в организации мероприятий с детьми, родителями, трансляции опыта работы в педагогическом сообществе. Отметим и качественный уровень проведенных мероприятий, их разнообразие, творческий подход в выборе форм работы с детьми, использование современных образовательных технологий. Кроме специально организованных форм взаимодействия с воспитанниками и родителями, направленными на формирование социальных и коммуникативных навыков, обеспечение психологического благополучия, коррекцию речевого и психического развития детей с ТНР и ЗПР, педагоги активно привлекали и социальных партнеров - учреждения культуры, образования, здравоохранения, что способствовало повышению уровня культуры поведения дошкольников с ОВЗ в общественных местах, позволило приобрести опыт сотрудничества и общения с другими людьми. Такая система работы позволила не только в полном объеме достичь поставленных задач функционирования открытой методической площадки, но и помочь ребенку с ОВЗ успешно адаптироваться в окружающем социальном мире.
Подробнее о проведенных мероприятиях в рамках открытой методической площадки в 2021 -2022 учебном году можно узнать в отчете..
В мае 2022 года в нашем ДОУ был издан специальный номер ежеквартального журнала "Улыбка", посвященный теме "Здоровьесберегающее пространство - залог успешного будущего" (приказ). Педагоги представили следующие статьи:
- Чурина Е.Н., учитель – логопед, Ломинога Н.И., учитель - дефектолог «Жить здорово – здорово!»;
- Лавских Н.Г., воспитатель «Как мы здоровье спасали»;
- Наумова А.А., воспитатель , Пугачева Т.С., инструктор по физической культуре «Береги здоровье смолоду»;
- Щалпегина О.А., воспитатель, Окладникова Н.С., учитель - логопед «Формирование у детей с ОВЗ положительного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни»;
- Брухаль Ю.В., воспитатель, Сизых О.С., учитель - логопед «Коммуникативные игры как средство воспитания доброжелательных отношений дошкольников со сверстниками»;
- Желтова Н.В., педагог – психолог «Как сохранить здоровье педагога»;
- Петрова Н.И., Иванская Н.А., воспитатели «Мы - за здоровый образ жизни!»;
- Пыжова И.О., учитель – логопед «Нейробика в работе учителя-логопеда»;
- Бирюкова Н.В., старший воспитатель «Как повысить стрессоустойчивость педагогов и сохранить их здоровье?»;
- Норцева И.В., учитель – логопед «Страна красивой и здоровой речи»;
- Николаева Е.А., Щербова А.Д., воспитатели «Путешествие в страну Здоровья»;
- Зайцева К.И., воспитатель «Зарядка с обручем».
Ознакомиться с содержанием журнала "Улыбка" можно по ссылке.
18.05.2022 в МБДОУ «Детский сад № 38» был организован семинар – практикум для воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности дошкольных учреждений г. Усолье-Сибирское «За здоровьем – в детский сад!». https://cloud.mail.ru/public/5Aii/dit875BjC
Мероприятие было организовано согласно плана деятельности открытой методической площадки «Создание социальной ситуации развития детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО». приказ
В рамках семинара-практикума была представлена насыщенная и интересная программа следующих мероприятий:
- презентация опыта «Использование проектной деятельности в валеологическом просвещении детей с ЗПР» (Н.С. Окладникова, учитель – логопед; О.А. Щалпегина, воспитатель); https://cloud.mail.ru/public/ui86/semEeAW1S
- презентация опыта работы «В помощь педагогу» (обзор методических пособий по технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры») (Н.И. Ломинога, учитель – дефектолог, Е.Н. Чурина, учитель – логопед); /cloud.mail.ru/public/appj/XcS26qia7
- открытые показы педагогических мероприятий с детьми:
• игротека «В сонном царстве, в чудесном государстве…» / разновозрастная группа для детей с ТНР/ (О.С. Сизых, учитель - логопед) https://cloud.mail.ru/public/od2q/pcCSzfH6b
• занятие «Привычка быть здоровым» / подготовительная группа для детей с ТНР/ (А.Д. Щербова, воспитатель) https://cloud.mail.ru/public/eY5c/rSEWChndY
• игровое занятие «Говорим здоровью ДА!» /подготовительная группа для детей с ЗПР/ (В.Г. Рыбицкая, воспитатель) https://cloud.mail.ru/public/oiYE/L3QaYzkfj
• музыкальная сказка «Теремок здоровья» / старшая группа для детей с ТНР/ (Н.И. Петрова, Н.А. Иванская, воспитатели; И.В. Норцева, учитель – логопед); https://cloud.mail.ru/public/WQ2C/DguwxLgmK
- творческая лаборатория «На страже здоровья» с демонстрацией кейсов игрового оборудования для укрепления здоровья детей с ОВЗ, мастер – класс «Нейробика как инструмент развития когнитивных способностей у детей с ТНР» (И.О.Пыжова, учитель – логопед; Е.А. Николаева, воспитатель); https://cloud.mail.ru/public/VpqH/5rd3byii9
- психологический тренинг для педагогов «Здорово жить!» (Н.В. Желтова, педагог – психолог, Н.В. Бирюкова, старший воспитатель). https://cloud.mail.ru/public/BtQE/4j62NSKqB
Мероприятие получило высокую оценку коллег из дошкольных учреждений г. Усолье-Сибирское, которые отметили творческий подход к организации семинара, педагогическое мастерство в демонстрации приемов работы с детьми, интересные находки в представлении опыта практической деятельности, а также искренний интерес педагогов ДОУ № 38 к повышению уровня профессионального развития и внедрению современных образовательных технологий в коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ.
07.04.2022 в МБДОУ «Детский сад № 38» был организован семинар – практикум для учителей – логопедов и учителей – дефектологов дошкольных учреждений г. Усолье-Сибирское «Здоровьесберегающее пространство как условие социализации детей с ОВЗ» приказ. Мероприятие было организовано согласно плана деятельности открытой методической площадки «Создание социальной ситуации развития детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».
В рамках семинара-практикума была представлена насыщенная и интересная программа следующих мероприятий:
- экскурс «Организация здоровьесберегающего пространства в МБДОУ № 38» (Н.В. Бирюкова, старший воспитатель); https://cloud.mail.ru/public/p6ER/roUfHubXB
- презентация опыта «Создание здоровьесберегающего пространства для детей разного уровня физического развития» (Т.С. Пугачева, инструктор по физической культуре); https://cloud.mail.ru/public/RdXW/auNnPDWV3
- презентация опыта «Реализация проекта «Будь здоров!» для решения задач укрепления здоровья детей с ЗПР» (Н.С. Окладникова, учитель – логопед; О.А. Щалпегина, воспитатель);
https://cloud.mail.ru/public/UDDK/TahGyCsHD
- открытые показы педагогических мероприятий с детьми:
• игротека «Проделки Карлсона» (реализация технологии проблемной педагогической ситуации Н.П. Гришаевой) /разновозрастная группа для детей с ТНР/ (Ю.В. Брухаль, воспитатель; Н.В. Желтова, педагог - психолог) https://cloud.mail.ru/public/rJgD/2ivWnbQ1w
• квест-игра «Формула здоровья» с использованием технологии интеллектуально – творческого развития В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» / подготовительная группа для детей с ЗПР/ (Н.И. Ломинога, учитель – дефектолог, Е.Н.Чурина, учитель – логопед) https://cloud.mail.ru/public/DTmm/eKLZeukkQ
• физкультурный досуг «Сундучок народных игр» / подготовительная группа для детей с ЗПР/ (А.А. Наумова, воспитатель; Е.А. Кашарова, учитель - логопед) https://cloud.mail.ru/public/7Hz7/8aYSdimp4
• музыкальная сказка «Теремок здоровья» / старшая группа для детей с ТНР/ (Н.И. Петрова, Н.А. Иванская, воспитатели; И.В. Норцева, учитель – логопед); https://cloud.mail.ru/public/8Bhf/GW63w57o5
- творческая лаборатория «На страже здоровья» с демонстрацией кейсов игрового оборудования для укрепления здоровья детей с ОВЗ, мастер – класс «Нейробика как инструмент развития когнитивных способностей у детей с ТНР» (И.О.Пыжова, учитель – логопед; Е.А. Николаева, воспитатель); https://cloud.mail.ru/public/7YCU/Avimm3LTC
- психологический тренинг для педагогов «Здоровый педагог – залог профессионального успеха» (Н.В. Желтова, педагог – психолог). https://cloud.mail.ru/public/Hs76/yG9UzGzVy
Мероприятие получило высокую оценку коллег из дошкольных учреждений г. Усолье-Сибирское, которые отметили творческий подход к организации семинара, педагогическое мастерство в демонстрации приемов работы с детьми, интересные находки в представлении опыта практической деятельности, а также искренний интерес педагогов ДОУ № 38 к повышению уровня профессионального развития и внедрению современных образовательных технологий в коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ.
В феврале 2022 года в нашем ДОУ был издан специальный номер ежеквартального журнала "Улыбка", посвященный теме "Социализация детей с ОВЗ" (приказ). Педагоги представили следующие статьи:
- Брухаль Ю.В., воспитатель, Сизых О.С., учитель - логопед «Создание условий для успешной адаптации и социализации детей при смене дошкольного учреждения»;
- Щербова А.Д., воспитатель «День рождения - лучший праздник!»;
- Россова И.В., Щалпегина О.А., воспитатели, Окладникова Н.С., учитель - логопед «Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»;
- Петрова Н.И., Иванская Н.А., воспитатели «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации «Цветочков»»;
- Пыжова И.О., учитель - логопед, Николаева Е.А., воспитатель«Ситуация сотрудничества как условие социализации детей с ТНР»;
- Пугачева Т.С., инструктор по физической культуре «Подвижная игра»;
- Норцева И.В., учитель - логопед «Ни одно добро даром не пропадает»;
- Бирюкова Н.В., старший воспитатель, Желтова Н.В., педагог - психолог «Тематический проект «Адвент – календарь» как средство развития социальной уверенности дошкольников с ОВЗ»;
- Наумова А.А., Пугачева Т.С., воспитатели «Дошкольники и окружающий мир»;
- Чурина Е.Н., учитель - логопед, Ломинога Н.И., учитель - дефектолог«Проект «Я и мир вокруг» как одна из практик по социально–коммуникативному развитию дошкольников с ОВЗ»
Ознакомиться с содержанием журнала "Улыбка" можно по ссылке.
В феврале 2022 года педагоги МБДОУ «Детский сад № 38» - старший воспитатель Н.В. Бирюкова и педагог – психолог Н.В. Желтова – представили на педагогической мастерской "Позитивная социализация дошкольников" в рамках программы открытой методической площадки «Создание социальной ситуации развития детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» на 2021-2022 учебный год опыт работы по реализации тематического проекта «Новогодний адвент-календарь». ознакомиться
Проект «Новогодний адвент-календарь» был разработан педагогами и реализован во всех группах ДОУ в период 06.12 – 24.12.2021 в форме ежедневных тематических встреч с выполнением серии заданий, направленных на формирование у детей с ОВЗ социальных компетенций, развитие познавательного интереса и создания праздничной атмосферы в преддверии Нового года.
Оригинальная форма проекта позволила на практике выполнить требования ФГОС ДО к созданию условий для реализации образовательной программы и организации различных видов детской деятельности: были включены музыкальные и подвижные тематические игры, продуктивная деятельность (лепка, раскрашивание, рисование, аппликация), логические игры и упражнения, коммуникативные игры. Ежедневные разнообразные задания побуждали детей проявлять творчество, инициативность, любознательность, умение действовать в паре и договариваться, самостоятельность, что способствовало становлению у них социальной уверенности и повышению самооценки. Методический продукт педагогов представлен в виде сборника игровых заданий для новогоднего «Адвент – календаря».
В декабре 2021 года инициативной группой педагогов ДОУ № 38 было разработано положение о проведении виртуального фестиваля педагогических идей "Метелица" среди педагогов ДОУ № 2, 29, 31, 37, 38 и 39. Ознакомиться с положением можно здесь
Для участия в фестивале "Метелица" педагами ДОУ № 38 было принято решение разработать выступления, демонстрирующие педагогические идеи по решению задач успешной социализации дошкольников с ОВЗ. Выступления были подготовлены в рамках реализации программы открытой методической площадки «Создание социальной ситуации развития детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» на 2021 -2022 учебный год. От ДОУ № 38 в рамках фестиваля "Метелица" 18 педагогов представили свои материалы.
Ссылка на материалы фестиваля "Метелица", подготовленные педагами МБДОУ "Детский сад № 38", расположены здесь
В ноябре 2021 года для заседания педагогической мастерской воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности был организован семинар – практикум «Педагогический потенциал коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ».
Педагоги МДОУ "Детский сад № 38" представили следующие материалы:
Окладникова Наталья Сергеевна, учитель - логопед, представила опыт работы «Сказкотерапия как средство обучения дошкольников с ОВЗ социальным нормам и правилам поведения в процессе коммуникативной деятельности», в котором раскрыла вопросы использования логопедических сказок для решения задач коррекционно-развивающей и воспитательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Благодаря широкому разнообразию видов логопедических сказок и средств их использования на разных этапах занятия с учителем –логопедом удается достичь не только задачи коррекции речи, но и воспитания положительных нравственных качеств и культуры поведения, что способствует успешной социализации дошкольника в обществе. ознакомиться
Норцева Ирина Валентиновна, учитель - логопед и Желтова Наталья Валерьевна, педагог –психолог, выступили с презентацией опыта работы «Сказкотерапия как средство развития коммуникативных навыков, коррекции речи и психических процессов у дошкольников с ТНР», с рамках которого познакомили с комплексным подходом совместных занятий логопеда и психолога. По мнению педагогов, такие занятия являются дополнительной формой организации коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии речи. Они позволяют расширить круг коррекционного воздействия на ребенка, обогащают его жизненный опыт и расширяют возможности более успешного овладения социальным опытом.
ознакомиться
Сизых Оксана Сергеевна и Кашарова Елена Аркадьевна, учителя – логопеды, приглашают на мастер – класс «Дифференциация звонких и глухих парных согласных у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ как условие успешной социализации при подготовке к школе». Педагоги считают, что дошкольники, имеющие речевые нарушения, испытывают трудности при обучении в школе и это неблагоприятно отражается на личности ребёнка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, испытывает трудности коммуникативного характера. Для решения данной проблемы логопеды представили систему работы по предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников с ТНР, используя разнообразные игры и упражнения. ознакомиться
Чурина Елена Николаевна, учитель – логопед и Ломинога Наталья Ивановна, учитель – дефектолог представили опыт работы «Овладение детьми с ОВЗ социокультурными ценностями через использование игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»». Данная технология является неотъемлемой частью системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основных образовательных программ, обеспечивая необходимую коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников ДОО, их социальную адаптацию, позволяя учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации образовательного процесса. ознакомиться
Пыжова Ирина Олеговна, учитель – логопед, организовала мастер-класс «Использование технологии «Создание ситуаций сотрудничества» на занятиях учителя-логопеда», в рамках которого вместе с участниками потренируется в использовании парных игр и игр для группы для формирования навыков взаимодействия у дошкольников, развития коммуникативных способностей и обеспечения их успешной социализации. ознакомиться
Воспитатели Пугачева Татьяна Сергеевна и Наумова Анна Анатольевна совместно со старшим воспитателем Бирюковой Натальей Валерьевной обобщили опыт работы по организации социокультурного партнерства для решения задач позитивной социализации дошкольников с ОВЗ. Представленный материал содержит информацию о системной работе с привлечением социальных партнеров – учреждений образования, культуры, спорта, здравоохранения, совместные мероприятия с которыми не только обогащают представления детей об окружающем мире, но и учат взаимодействовать, воспитывают культуру поведения. ознакомиться