Зимняя прогулка (январь 2023 г.)
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки.
Зима – одно из любимых времен года у детей. Прогулка в детском саду зимой не только прекрасное время для развлечений, но и способ оздоровления. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. На прогулке наши дети играют, много двигаются. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система. Также прогулка способствует умственному развитию, дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире. На прогулке мы прививаем у детей любовь к природе. Наблюдаем за сезонными изменениями в природе, деревьями, небом, поведением зимующих птиц, учимся определять состояние погоды. Во время наших прогулок и наблюдений не обойтись без стихов, пословиц, загадок.
Предлагаем фотоотчет одного дня нашей прогулки. Мы играли в снежки, копали лопатами снег, кормили птиц, наблюдали за деревьями на нашем участке. Румяные щечки, блестящие глазки и отличное настроение – результат нашей прогулки!
Наши веселые прогулки (декабрь 2022 г.)
Декабрь – начало зимы. В нашем регионе можно даже сказать «Настоящая зима»! Прогулки в это время года в детском саду это отличное развлечение на открытом воздухе. Во время прогулки дети получают заряд бодрости и хорошее настроение, к тому же совместная деятельность развивает коммуникативные навыки. Ребята учатся дружить и играть в совместные игры. Дети нашей группы «Рябинка» всегда с радостью идут на прогулку. Разнообразие игр, наблюдений, труд очень увлекают ребят. А какие улыбки появляются у детей, когда на кормушку прилетают птицы. Подкармливая их, ежедневно насыпая корм, воспитывая в детях доброту и отзывчивость, педагоги нашей группы собственным примером показывают, как важно помогать пернатым в холодное время года. Отличительная черта наших прогулок – их эмоциональность, подвижность, насыщенность. Радостное настроение продолжает владеть детьми после таких прогулок. Румяные щеки, блестящие глаза и хорошее настроение нравится всем: и детям, и взрослым.
День Победы (май 2022 г.)
День Победы — один из главных праздников нашей страны, всеми любимый, самый трагичный и скорбный, самый трогательный и прекрасный!
Накануне 9 мая в нашем детском саду прошёл тематический праздник посвященный дню Великой Победы. Праздник был подготовлен с целью формирования у детей знаний о Великой Отечественной войне, обогащения знаний дошкольников об истории своей страны, воспитания чувства гордости за героизм нашего народа, воспитания устойчивого интереса к армии.
Под военный марш ребята дружным строем вошли в зал, показав свою выправку. Ведущие (Наталья Ивановна П. и Татьяна Сергеевна П.) рассказывали дошколятам о том, когда и почему началась война и как нелегко нашей стране досталась эта Великая Победа. Повествование иллюстрировалось презентацией, которую подготовила Наталья Валерьевна Б., старший воспитатель.
В память о бессмертном подвиге защитников Отечества дети декламировали стихи современных поэтов и поэтов фронтовиков.
Прекрасная проникновенная музыка песен военной тематики («Смуглянка», «День Победы»), вдохновенное исполнение Максимом М. песни «Катюша», явились восторженным составляющим праздника, внесли яркую ноту в это торжественное мероприятие. А с каким азартом нашим малыши танцевали всеми любимый танец «Яблочко».
Как известно, бойцы во время коротких передышек не только отдыхали, писали письма своим близким, но и тренировались, совершенствовали свои военные навыки. Так и наши ребята показали своё умение, внимание, ловкость во время игр «Самолёты», «Кавалерия, моряки, пехотинцы…».
В конце нашего мероприятия и сотрудники, и дети, склонив головы, почтили память павших в ВОВ минутой молчания.
Мы, взрослые понимаем, как важно подвести ребенка к пониманию, что наши соотечественники победили потому, что любили свою Отчизну и Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, в их честь воздвигнуты памятники. И на нашем празднике детей сплотило чувство великой гордости за ветеранов войны, Родину, мирное небо.
Волшебный мир сказки (апрель 2022 г.)
Одной из основных форм обучения и воспитания детей выступает сказка. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Н.А. Добролюбов считал, что через сказку народ выявляет свое отношение к жизни. По мнению К.Д. Ушинского, природные русские педагоги - бабушка, мать, дед понимали инстинктивно и знали по опыту, какую огромную воспитательную и образовательную силу таит в себе народная сказка. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга.
Главная цель, которую мы – воспитатели преследуем, вводя в свою работу с детьми чтение сказок, - формирование у детей богатого внутреннего мира, развитие их способности рассуждать, нестандартно мыслить, выводить свои суждения и составлять собственное мнение о прочитанном. Ежедневно, в утренний и вечерний отрезок времени читаем своим воспитанникам народные и авторские сказки. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Знакомя ребят со сказками и былинами о храбрых богатырях - Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче учим детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. Читая сказки («Василиса Премудрая», «Жар птица», «Волшебное кольцо», «Летучий корабль», «Сказка о Попе и его работнике Балде» и др.) где в споре героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла, дети всегда принимают сторону положительного героя, сочувствуют ему, сопереживают, придумывают свои способы помощи героям.
Малыши эмоционально реагируют на противостояние, без эмоции, как известно, познание истины невозможно. Поэтому при помощи сказок дошколята учатся отличать хорошее от плохого, нравственное поведение – от безнравственного. Сказки заставляют наших слушателей задуматься. Читая сказку «Берёзовая каша», частенько кто-то из ребят обязательно скажет: «Кашу из берёзы не варят!». И вот уже возникает незапланированная беседа, которая носит познавательный характер. Оказывается, в старину была берёзовая каша. В крупяную кашу добавляли и серёжки, и стружку, и труху от берёзы. В сказке «Скупому – копейка» умный портной договорился с жадной старухой платить ей за каждую «звездочку» жира в супе одну копейку. Старуха клала масло, портной ее приободрял: «Клади больше масла, за каждую «звездочку» копейку заплачу». Старуха клала масла, чтобы получить за это много денег. Но все ее старания дали доход одну копейку. Мораль этой сказки проста: не будь жадным. Но и познавательный ее смысл велик. Почему у старухи получилась одна большая «звездочка»?
Через сказку мы учим детей видеть и понимать другого человека, развивать способность поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства. В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми («Крошечка-Ховрошечка», «Морозко», «Семь Семионов», «Чиполлино» и др.). Через народные сказки даём нашим подопечным знания о правилах жизни («Кукушка», «Зимовье зверей, «Петушок и бобовое зернышко»…). Некоторые сказки («Колобок», «Красная Шапочка» и др.) предупреждают детей о вреде излишней доверчивости. Через сказки обучаем детей правилам безопасности. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет пофантазировать. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.
Зачастую во время прослушивания сказки у ребят возникает желание высказать свои мысли, поделиться переживаниями. Мы, конечно, не препятствуем, не призываем к тишине – это может вызвать незаинтересованность детей в слушании сказок, нежелание, размышлять над характерами героев, а свободное обсуждение сказки во время чтения развивает коммуникативные навыки детей, учит не бояться высказывать свою точку зрения. Некоторые сказки по просьбам детей перечитываем. Слушая одну и ту же сказку два – три раза, слушатели переживают за героев снова и снова. Им важны не только положительные моменты сказки, но и упущенные при первом прочтении некоторые подробности сюжета и особенности характеров персонажей.
Также мы учим детей обращать внимание на детали и образы сказочных героев. Сказки наполняются новым содержанием. Сказки воспитывают в детях доброту, отзывчивость, стремление помочь обиженному, нетерпимость к проявлению жестокости, злобности. Кроме всего этого чтение сказок объединяет нас взрослых и детей и даёт возможность понять друг друга.
Праздник мам и бабушек (март 2022 г.)
Международный женский день – 8 марта стал одним из самых любимых праздников во многих странах мира. Это праздник посвящен не только выдающемуся прошлому женщин, но и настоящему, а также не менее важному будущему. Он считается днём весны, женской красоты, нежности, душевной мудрости. И те цветы, которые принято дарить мамам, бабушкам, девочкам в этот день, это признание в любви, один из способов сказать представительницам прекрасного пола: «Спасибо, что ты есть!» И для детей нашей группы «Рябинка» — это один из самых любимых праздников.
Подготовка к празднованию началась задолго до наступления праздника. Мы с ребятами разучивали стихи, песни и танцы, проводили беседы, читали рассказы, сказки, посвящённые мама и бабушкам и конечно мастерили для них подарки. И вот 4 марта в нашей подготовительной группе состоялся утренник, посвященный такому прекрасному празднику. Под весеннюю мелодию нарядные дошколята зашли в украшенный зал. Паша Т., Зоя М., Матвей Б. продекламировали стихи о маме. После этого зазвучала, в исполнении всех ребят, звонка песенка «Песенка-капель». Услышав такую весёлую мелодию, к нам в гости пришла царевна Несмеяна (Ирина Олеговна П., учитель-логопед), которая плакала, не переставая. Ребятишки пытались её утешить, но всё было тщетно. И как в настоящей сказке появилась Фея (Наталья Ивановна Л., учитель-дефектолог).
Феи умеют всё, и наша гостя знала, как успокоить Несмеяну. Она предложила ребятам научить царевну играть, петь, танцевать. Дети с удовольствием согласились. Дети рассказывали нашим гостьям какие у них замечательные мамы. Трогательно и с большой нежностью Максим А., Костя К. прочитали стихи о мамах. Ребята спели душевную песню «Золотая мама». Артём Б. рассказал о своей бабушке. И потом все дети спели задорную песню о бабушке. Солировал Максим М., а детский хор вместе с царевной Несмеяной подпевал. Девочки – Даша О., Аня. И., маленькие помощницы научили гостью быстро и правильно вешать бельё. А мальчишки – Ярик К., Саша Л., Сёма Б. быстро и правильно убирать игрушки. Добрая Фея научила нас и Несмеяну задорному танцу и подарила цветы, которые нужно было собрать в букеты.
На празднике было так весело и интересно, что царевна забыла про свои капризы и слёзы. Наравне с ребятами участвовала в конкурсах, которые придумывала добрая волшебница. На протяжении всего праздника дети признались своим родным и близким бабушкам и мамам в любви Этот весенний день в детском саду стал ярким и радостным событием для наших детей, трогательным и волнующим. Праздник доставил всем много радости и приятных впечатлений!
фоторепортаж с прогулок "Зимушка - зима" (февраль 2022 г.)
Зима – любимое время года всей малышни! Прогулки зимой в детском саду не только прекрасное время для развлечения на открытом воздухе, но и замечательный способ оздоровления. Во время прогулки дети получают заряд бодрости и хорошее настроение, к тому же совместная деятельность развивает социальные и коммуникативные навыки. Воспитывает дружелюбие, чувство товарищества, умение договариваться. Дети нашей группы «Рябинка» всегда с удовольствие идут на прогулку. Ведь, малыши, на свежем воздухе всегда заняты, а, как известно, что скука приходит к тем, кто остается без дела. Разнообразие игр, наблюдений, труд увлекают ребят, и они порой забывают о времени. Самые любимые зимние забавы наших подопечных, конечно же, это – снежки, лепка снежной бабы, катание с горок. Да и просто покувыркаться и полежать на мягком пушистом зимнем «покрывале» наблюдая, как по голубому-голубому небу плывут пушистые облака или, взмахнув руками сделать «Ангела». А какие счастливые улыбки появляются у наших дошколят, когда на кормушку прилетают шумные воробью, важные вороны и сизые голуби. Подкармливая пернатых, ежедневно насыпая корм, мы воспитываем в детях доброту и отзывчивость. Отличительная черта зимних прогулок – их эмоциональность, подвижность, насыщенность. Положительный настрой является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям, к прогулке. Радостное настроение продолжает владеть детьми, и после прогулки. Румяные щечки, блестящие глаза и отличное настроение – такой результат прогулок зимой понравится всем: и детям, и взрослым.
Рассказ об экскурсии в краеведческий музей "Белый горностай" (январь 2022 г.) ознакомиться
Экскурсия на станцию юных натуралистов (декабрь 2021 г.)
Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. Однако, далеко не всё может быть правильно понятно детям при самостоятельном общении с природой, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского сада. Природа – это то, что нас окружает, а люди часть этой природы. Знать, любить и ценить природу – обязанность каждого человека, живущего на Земле. Родители хотят, чтобы их ребенок вырос здоровым и умным, видеть своего малыша окруженным настоящими друзьями.
На занятиях в детском саду посвящаем много времени беседам о том, как люди помогают зверям и птицам выживать в холодную пору, о работе юннатской станции, где старшие ребята учатся ухаживать за животными. Экскурсия на станцию юных натуралистов, или как ее еще сокращенно называют СЮН, дает уникальную возможность познакомить дошкольников с наиболее типичными животными и растениями в нашем городе Усолье-Сибирском.
С огромной радостью ребята нашей группы «Рябинка» посетили станцию «Юных натуралистов». В живом уголке обитают различные животные: кролики, хомяки, крысы, морские свинки, попугаи, черепахи. Большой интерес во время экскурсии вызвал попугай, который очень громко кричал. Во время экскурсии на станцию юных натуралистов дети участвовали в кормлении животных, а некоторых из них гладили. Наш экскурсовод рассказала нам, как ухаживать за животными и чем они питаются. Угощения — морковь, капусту, хлеб, которые принесли дети, пришлись по вкусу всем обитателям живого уголка. Ребята с удовольствием кормили кроликов, хорьков, морских свинок.
Любая экскурсия с детьми становится для ребят ярким и запоминающимся событием. Ведь она вносит разнообразие в размеренную жизнь по привычному для нас распорядку дня, даёт ребятам новые знания и впечатления. На экскурсии дети получили много впечатлений об окружающем, расширили свой кругозор, углубили знания и представления о животных, птицах. Несомненно, в ходе таких мероприятий развивается наблюдательность и любознательность. Любовь к природе воспитывается на основе любви к своему краю, городу. Всё это можно увидеть через различные экскурсии. Дети и мы взрослые были в восторге от увиденного. Уверены, это не последняя наша экскурсия
Родные просторы (ноябрь 2021 г.)
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать… Д.С. Лихачёв
Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, её истории, культуре, к её народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к малой родине. Но чтобы любить, надо знать - с чего начинается Родина. Дошколята должны обязательно знать и ценит свою Родину. Для детей это, прежде всего, родной дом, детский сад, город, люди, природа, дома, окружающие, которые они видят повседневно. Взрослым необходимо помочь ребенку, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее.
С января 2021 года наша группа «Рябинка» работает по проекту «Родные просторы». Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному городу, краю, мы – педагоги группы, прежде всего, продумали, как целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для нашей местности, города, что есть только в нашем крае.
На первом этапе проекта провели анкетирование «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу». Его результаты показали, что 80% родителей считают проблему патриотического воспитания детей актуальной. Они считают, что детей с родным городом и краем знакомить нужно. При этом согласились, что большую роль в воспитании любви к родному городу всё же отводят детскому саду.
Совместно с родителями сделали подбор дидактических игр, книг, иллюстративного материала, макетов; оформили уголок краеведения, который включал в себя все компоненты: понятие «малой родины» - страна, область, город. Рассматривали с детьми карту страны, отмечая её размеры и место расположения Иркутской области и города Усолье-Сибирского. Составили карту-схему города: в начале показали границы района, в котором находится детский сад Время от времени вместе с детьми определяли месторасположение на общей схеме города улицы, на которых живут дети, закрепляя название и отрабатывая навык ориентировки на бумаге. Фотографии, иллюстрации, библиотеку книг, старалась разместили в уголке так, чтобы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа самостоятельно пополнять знания о родном городе, крае.
На следующем этапе проекта с детьми, опирались на игровую деятельность, использовали сюжетно – ролевые игры, дидактические, настольно-печатные игры. В свободной игровой деятельности организовывали тематические постройки улиц, дворовых сооружений для закрепления многих понятий (архитектурной составляющей, конструктивных игровых навыков. Для облегчения задачи и сплочения детского коллектива объединяли ребят в творческие группы, в которых они на время становились проектной группой, в которой кто-то был архитектором, кто-то – инженером-строителем, воплощающими свои фантазии в конкретное произведение. Такого рода занятия способствовали развитию интереса у детей к современным профессиям, самоопределению.
Одним из основных методов работы стали пешие экскурсии - «Улицы города», «Старый город», и целевые прогулки – «Река Ангара», «Сквер города», «Школа», «Достопримечательности нашего города» и др., во время которых дети узнают больше о своем районе, учатся видеть изменения, происходящие вокруг, сравнивают старое и новое в облике города, видят, как люди заботятся о родном городе: улицы чистые, посажены деревья, цветы.
Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование из строительного материала «Город будущего», рисование «Моя улица», «Мой город», аппликация «Ночной город», лепка «Мой дом») предела фантазии детей не было. Формировали у детей положительное эмоциональное отношение к тому, что увидели, развивали и обогащали их речь. Особенно важно было познакомить детей с объектами ближайшего окружения («Гимназия № 1», библиотека, аптека, магазин, проезжая часть, трамвайная остановка и т.п.), научить их свободно ориентироваться там, где находится детский сад. При этом не забывали о задаче воспитания чувства любви к малой родине, бережного и ответственного к ней отношения.
Результаты не заставили себя долго ждать - дети без труда называют названия улиц, с увлечением рассказывали о своем дворе. В выходные дни дети с родителями бывают в любимых местах города. Запечатлевают разные моменты (во дворе, у памятников, на площадях, в парках, в лесу). В группе оформили фотоальбом, где ребята с удовольствием узнают друг друга, знакомые места, делятся впечатлениями.
Работа по изучению своего края в нашей группе будет продолжаться. Проект по краеведению позволяет не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Приобщение дошкольников к чтению (октябрь 2021 г.)
«Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Фрэнсис Бекон
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Сотрудничество библиотеки и детского сада очень важное направление нашей деятельности по формированию интереса дошкольников к чтению. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста. Чтобы приучить детей к чтению, бережному отношению к книгам с малых лет, в этом учебном году воспитанники группы «Рябинка» уже не один раз посетили городскую библиотеку по ул. Интернациональной. В результате совместной работы ДОУ с библиотекой нам удается расширить кругозор детей, решать многие образовательные задачи, повышать познавательный интерес дошкольников, воспитывать интерес к чтению и нравственные качества личности ребят.
Нетворческих детей не бывает (сентябрь 2021 г.)
Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости.
Дети — невероятно творческий народ. Кому-то нравится рисовать, кому-то — мастерить, а кто-то — прирожденный изобретатель, обожает конструировать. Дети бесконечно пробуют и узнают, что им интересно и к чему лежит душа. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий творчеством для умственного развития детей с задержкой психического развития. Ребята нашей группы отдают предпочтение продуктивной деятельности, потому что это им интересно, доступно и приближенно к игре. Развитие творческих способностей зависит от богатства опыта ребенка. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, тем продуктивнее его развитие. Именно с накопления опыта начинается любое развитие. В работе с детьми мы используем такие техники, которые создадут ситуацию успеха, позволят преодолеть чувство страха перед неудачей в творчестве.